Что изучает история права?

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

История Есть область размышлений человечества о самом себе и результатах своей деятельности, утверждал русский историк П. Г. Виноградов в конце XIX в., названного им также веком ста­новления социальной истории как науки. История права В таком случае предстает одновременно областью размышлений о всевоз­можных конфликтах людей на почве права, а также об их участии в обеспечении общего блага, справедливости и заботах о поддержании мира, согласия и порядка. История права является также частью со­циальной истории, которая изучает не только характерное, особен­ное в правовой жизни разных народов и стран, но и черты сходства, элементы заимствований и подражаний в моральном, культурно-нравственном или хозяйственном общении и регулировании.

В этом смысле история права больше, чем другая юридическая дисциплина, нацелена на сравнение ценностей правового общения в разных культурах, причем такое сравнение имеет одновременно по­знавательное и практическое значение. История сближает на твер­дой почве сравнения самые отдаленные на первый взгляд островки смысла юридических терминов (право, правовой обычай, закон, уч­реждение законодательной власти) или их практической пользы. Проникая сквозь покров, отделяющий невидимое, внутреннее на­значение юридических институтов и норм от сферы явленного, ис­торик-юрист конкретизирует их глубинный смысл через восприятие их актуального, «сегодняшнего» или же более длительного, одновре­менно «прошлого» и преемственного с ним «сегодняшнего» смысла, назначения.

Роль сравнения и анализа вполне очевидна в таком воспри­ятии — они изображают любую культуру более гибкой и более вос­приимчивой к внешним влияниям, причем сравнение образует еще один канал взаимосвязи культур, который в то же время Составляет Важную гарантию того, что смысл правовой культуры будет Понят Правильно и точно. Задача историка в этом плане сродни задаче пе­реводчика: историк также выполняет функцию умелого проводника по лабиринту образов и смыслов. Подобно том

у как поэты и писате­ли не смущаются существующими языковыми барьерами и берутся за переводы друг друга, так и законодатели, а вслед за ними истори­ки права отваживаются рассуждать о выгодах заимствований из об­ласти права и политических институтов близких и отдаленных куль­тур.

Такая задача значительно облегчается сравнительно небольшим числом основных форм права в его устойчивых и фиксированных разновидностях (правовой обычай, закон). То же самое можно отне­сти и к государству с его двумя основными устройствами в виде мо­нархии или республики. Подобные сопоставление и обобщение ин­ститутов становятся возможными благодаря известному параллелиз­му (синонимичности) некоторых основополагающих понятий, например понятий права и закона в русском языке и в других язы­ках — латинском, английском, французском, немецком и др. (ius et lex, right and law, droit et loi, Recht und Gesetz).

История права призвана хранить и передавать достоверные зна­ния и сведения об историческом опыте народов и стран в области обеспечения справедливого разрешения конфликтов личного или имущественного характера, об организации и разнообразной дея­тельности властных учреждений государства, о регламентировании Участия Граждан и отдельных социальных групп в делах общества и государства.

Правовой опыт соседних народов всегда был объектом повышен­ного внимания не только законодателей и политиков, но и людей «подвижных» сословий — торговцев, дипломатов, военных, моряков, путешественников. В современных условиях насыщенного и интен­сивного международного торгового и культурного общения этот ин­терес усилился еще больше. Для сегодняшних законодателей и ре­форматоров уже недостаточно знания одного отечественного зако­нодательства в его исторической эволюции и преемственности, поскольку право в основных принципах и институтах лучше всего обозревается в общей картине истории права разных народов и госу­дарств данного исторического региона (Европа, Азия, Ближний Вос­ток) или группы регионов.

Человек, будучи по своей природе существом политическим («мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз», как небезосновательно утверждалось в популярной песне не столь уж да­лекого от нас периода наибольшей политизации российской общест­венной жизни) и правовым (добра и справедливости ради живу­щим), вместе с тем является существом историческим, т. с. пребы­вающим хронологически также в роли семьянина, профессионала или заинтересованного и активного политически гражданина в кон­кретный период истории своей страны, общества и социальной группы. Подобно другим своим соотечественникам, он может впа­дать в иллюзии относительно состояния общественного и политиче­ского устройства своей страны и может заблуждаться относительно своеобразия переживаемого исторического момента или направлен­ности исторического процесса.

«Существует две истории, — писал классик французской реали­стической прозы О. Бальзак, — история официальная, которую пре­подают в школе, и история скрытая, в которой скрыты истинные причины событий».

История права и государства предстает сегодня как самый вме­стительный исторический раздел современного правоведения — рос­сийского, иностранного и всеобщего правоведения и государство ведения. Она частично включает анализ особенностей складывающих­ся или обновляющихся политических режимов властвования, их эволюции и основных перемен.

< Попередня   Наступна >