Цивилизации и государства древних хеттов, ассирийцев и персов

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Древние цивилизации и государства хеттов, ассирийцев и персов расположены в той части Азиатского, а точнее, Средиземноморского региона, которую историки назвали землями Благодатного полумеся­ца. Сюда территориально входили страны так называемого Ближнего Востока, включая Египет, города-государства северной части Месо­потамии и места обитания разрушителей Вавилонской империи хеттов, обосновавшихся поначалу в Малой Азии. Сюда же входи­ли местности, где оседали создатели самых могущественных империй 1-го тысячелетия до н. э. — ассирийцы и персы, и земля ханаан­ская — прародина многих больших и малых государств древности и средних веков. Ханаан (страна пурпурной краски) вмещал земли Си­рии, Финикии и Палестины. Финикия — греческое название Сирии в ее приморской части, Палестина — приморская область между мо­рем и рекой Иордан.

В отличие от независимых (самозародившихся) цивилизаций в долинах Нила, Двуречья, Инда и Хуанхэ хеттская и ханаанская, а также иранская цивилизации отнесены Тойнби к разновидности за­висимых цивилизаций. Цивилизация древних ассирийцев отнесена им к разряду дочерних (родственных) цивилизационных семейств, вобравших элементы шумеро-аккадской, египетской и эгейской (крито-микенской) цивилизаций, и потому получила обобщенное название сирийской цивилизации.

Хронологические рамки перечисленных цивилизаций включают следующие упрощенно-символические даты: хеттская цивилизация датируется 2000—1000 гг. до н. э.; ханаанская — 2200—1000 гг. до н. э., иранская (персидская) — 1 0 0 0 г. до н. э. — 2 0 0 0 г. н. э. Название «Иран» представляет собой сокращенную форму от слова «ариа-нам» (страна ариев).

Наиболее трудным аспектом обсуждаемой тематики является оп­ределение самобытных и в то же время характерных черт правовой регуляции зороастрийцев — последователей религиозного реформа­тора Заратуштры, распространившего религию огнепоклонников на обширный регион, включивший в себя территории современного Ирана, Узбекистана, Таджикистан

а и некоторых других районов древнего Турана. Обозреваемая в наборе с другими правовыми сис­темами и традициями зороастрийская традиция предстает прежде всего как традиция обычного права с преобладанием элементов об­рядности, божественно внушенной строгой морали и мононорматики (преобладания нерасчлененных общих норм) и др. Наибольшую трудность составляет отбор источников права, поскольку ни Авеста, ни дошедшие до нас ее составные части не являются источниками права в узком формально-юридическом смысле этого слова. < Попередня   Наступна >