6. Адаме

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

К группе федералистов примыкает по своим политическим взглядам и Джон Адаме (1735-1826), автор первого фундамен­тального труда по вопросам государства и политической науки, последовательный противник правления большинства, один из идейных предтеч современного консерватизма, второй прези­дент США. Адаме поддержал Джефферсона в обосновании за­конодательной и административной самостоятельности коло­ний, доказывая с помощью новых исторических и юридических аргументов абсурдность и несправедливость подчинения парла­менту, который находится на расстоянии трех тысяч миль. Кроме того, развращенная Англия, погрязшая в долгах, экстра­вагантности и избирательной коррупции, была попросту лише­на всякого морального права претендовать на роль управителя пуритански добропорядочной Новой Англии.

Адаме одним из первых выделил вопрос о государственном устройстве в разряд исключительно важных и злободневных. В своей обширной трехтомной монографии «В защиту консти­туций правительственной власти в Соединенных Штатах Аме­рики» (Лондон, 1787-1788) он обосновывал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти (законода­тельной, исполнительной, судебной). Речь при этом шла о сильной исполнительной власти и так называемой системе сдерживания и взаимного уравновешивания властей («сдержек и противовесов»). В отличие от Т. Пейна он допускал и при­знавал целесообразность монархической формы правления при одном важном условии - если знать будет в состоянии контро­лировать (сдерживать) короля, министры - контролировать знать и т. д.

Все простые формы правления - монархия, аристократия, демократия - выглядели в его истолковании как воплощение деспотизма. Идеал Адамса - смешанная форма правления, в частности трехэлементный баланс: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента - все это вместе образует некую форму сбаланси­рованной публичной власти.

Организацию взаимодействия трех отраслей государствен­ной власти он обосновывал выдержками из трактата Цицерона «О республике» и специально уточнял при этом, что данная форма более всего подходит для осуществления законов госу­дарства и реализации принципа «правления законов, а не лю­дей». Отрасли правительственной власти должны не только действовать, но и восприниматься как гармонично составлен­ное целое, подобное прекрасным трехголосным композициям в творчестве Г. Ф. Генделя. Исторические сопоставления Адамсом различных государственных форм удивляли его современ­ников широтой обзора и тщательностью в отборе событий и фактов. Помимо опыта греков и римлян им досконально про­анализированы все известные системы устройства государств в Европе и проведен их сопоставительный анализ с опытом от­дельных американских штатов. Внешним поводом к написанию «В защиту конституций в США» была критика американского конституционного опыта со стороны А. Тюрго, который считал наиболее пригодной для американских условий однопалатную структуру высшего законодательного учреждения.

Одной из центральных идей, занимавших Адамса, стало обоснование неизбежности существования социальных разли­чий и всевозможных социальных группировок и классов (класс джентльменов, класс простых людей и др.). Собранные им ис­торические и фактические материалы группировались таким образом, что Аристократия предстает в истории господствующим элементом во всяком цивилизованном обществе От древности до наших дней (в этом пункте своей исторической гипотезы Дж. Адаме выступает предшественником ряда классиков совре­менной политической социологии и культурологии - В. Паре-то, А. Тойнби и др.). Полемизируя с романтическими построе­ниями Т. Пейна или Т. Джефферсона, он любил, по словам историка В. Паррингтона, облить холодной водой здравого смысла их пылкие надежды на возрождение свободы и справед­ливости при опоре на одни только политические институты. Его союзником в таком выводе становился Н. Макиавелли, со­гласно которому все люди по природе своей дурны и обязатель­но проявят прирожденную испорченность души, как только для этого представится удобный случай.